Приветствую Вас, Гость
Главная » Статьи » Мои статьи

Консультация инструктора по физ. культуре

Консультация для педагогов: «Взаимодействие педагогов в процессе физкультурно-оздоровительной работы».

Обеспечить воспитание физически здорового и развитого ребенка можно только при условии тесного взаимодействия всего педагогического коллектива ДОУ, медицинского персонала и родителей.

Приступая к работе,  инструктор по физической культуре должен определить для себя несколько первоочередных задач:

   1. Работа любого специалиста, прежде всего, должна начинаться со знакомства с образовательной программой, по которой работает дошкольное учреждение, и учебно-методическим комплектом.

  2. Необходимо внимательно изучить цели и задачи образовательных областей «Физическая культура» и «Здоровье», над которыми предстоит работать с детьми разных возрастов.

    3. Проанализировать условия необходимые для решения поставленных задач.

    4.Провести ревизию оснащения физкультурного зала и физкультурной площадки на улице.

Комплекс диагностических мероприятий в дошкольном учреждении, осуществляется целым коллективом специалистов (воспитателями, медиками, узкими специалистами):

1.медицинский персонал (оценка физического развития и здоровья);

2.инструктор по физической культуре и воспитатели (оценка уровня двигательной активности и физической подготовленности);

3.педагог-психолог (выявление отклонений в становлении отдельных сторон личности дошкольников: эмоциональное состояние, познавательные процессы);

4.музыкальный руководитель (оценка музыкально-ритмического развития детей).

Взаимодействие с медицинским персоналом

В современных условиях полноценное воспитание и развитие здорового ребенка возможно только при интеграции образовательной и лечебно-оздоровительной деятельности дошкольного учреждения и, следовательно, тесного взаимодействия педагогов и медицинского персонала.

Основными проблемами, требующими совместной деятельности , прежде всего, являются:

*Физическое состояние детей посещающих детский сад. Так, в начале года, после оценки физического развития и здоровья детей, совместно с медицинской сестрой заполняются листы здоровья, физического и двигательного развития детей. Необходимо получить дополнительную информацию о детях от психолога, логопеда и родителей, через анкетирование, индивидуальные беседы.

*Профилактика заболеваний ОДА, сердечнососудистой, дыхательной и других систем. Совместно с медицинским работником необходимо разработать рекомендации к построению педагогического процесса с детьми, имеющими отклонения в развитии, выделить дифференцированные группы детей, требующие коррекционной работы. Поэтому кроме индивидуальной работы с такими детьми, в занятия обязательно необходимо включать упражнения на профилактику осанки и плоскостопия, дыхательные игры и упражнения. Обязательно вести совместныйконтроль над организацией щадящего режима занятий или медотвода для детей перенесших заболевания.

*Способствовать предупреждению негативных влияний интенсивной образовательной деятельности, т.е. рациональному чередованию нагрузки (оптимальное составление сетки занятий), соблюдению режима дня и двигательного режима.

*Осуществлять 2 раза в год медико-педагогический контроль над физкультурными занятиями.Качественный и количественный контроль эффективности занятия, как правило, проводит медицинская сестра, а анализирует методист и инструктор по физическому воспитанию.

*Проводя работу по формированию у детей начальных представлений о ЗОЖ, необходимо привлекать медиков к проведению интегрированных занятий по валеологии, развлечений, консультаций для педагогов и родителей.

Взаимодействие с воспитателями

Конечно, за успешное выполнение всех задач образовательной программы отвечает воспитатель, а инструктор по физической культуре должен оказывать помощь воспитателю по различным вопросам физического развития детей.

Руководящую роль на занятии занимает инструктор.Но воспитатель, зная методику проведения физкультурных занятий, следит за качеством выполнения общеразвивающих упражнений и основных видов движений, помогает в регулировании физической нагрузки на каждого ребенка. Воспитатель на занятии не только помогает инструктору по физической культуре, но и фиксирует то, что необходимо закрепить с некоторыми детьми в индивидуальной работе..

Воспитатель является связующим звеном между инструктором и родителями (проводит с ними беседы по моим рекомендациям, дает консультации, предлагает разнообразные домашние задания, индивидуально для каждого ребенка). Вместе с воспитателями инструктор привлекает родителей к совместным мероприятиям – праздникам и развлечениям. Потому что успехов в укреплении здоровья детей, их полноценном развитии, повышении двигательной активности можно добиться только при единстве системы физического воспитания в детском саду и семьи, что требует тесного взаимодействия педагогов и родителей.

Взаимодействие с музыкальным руководителем

Музыка является одним из средств физического воспитания. Кроме того, что она положительно воздействует на эмоции детей, создает у них хорошее настроение, помогает активировать умственную деятельность, музыкальное сопровождение способствует увеличению моторной плотности занятия, его организации, освобождает инструктора или воспитателя от подсчета, привлекает внимание к жестам, осанке, позе, мимике. Вот здесь и необходима помощь музыкального руководителя.

Очень важно, чтобы музыка на занятии не звучала только ради того, чтобы прозвучать, она должна естественно вплетаться в занятие, в каждое движение. На утренней гимнастике, занятии или развлечении необходимо музыкальное сопровождение, которое инструктор вместе с музыкальным руководителем подбирает музыкальные произведения к различным упражнениям и играм. Энергичный бодрый марш для ходьбы, легкая танцевальная музыка для прыжков – полька, галоп. Общеразвивающие упражнения имеют свою структуру, поэтому для них нужно подбирать произведения определенного строения. И самое главное сначала попробовать самому инструктору выполнить эти упражнения под музыку. При необходимости можно подбирать музыку и к ОВД, но следует помнить, что выполнение трудных движений (лазание, равновесие) требует от ребенка больших усилий, внимания, координации. Музыка в данном случае не желательна и является отвлекающим фактором.

Чаще всего используем музыку, в том числе и звукозаписи, в подвижных и хороводных играх, во время проведения эстафет и соревнований, а так же в заключительной части занятия, когда музыка выступает как успокаивающее, обеспечивающее постепенное снижение физической нагрузки средство. В этой части использую звуки природы и звучание лирических произведений.

Совместно с музыкальным руководителем нужно проводить музыкально-спортивные праздники и развлечения. Такие мероприятия планируются согласно годовому календарно-тематическому плану.

Очень важно помнить, что:

*  недопустимо выполнение физических упражнений вне ритма и темпа;

*  противопоказано уточнять ритмичность движения под музыку счетом или непрерывными хлопками, так как это может привести к частичному искажению музыкально-ритмических ощущений.

Взаимодействие с педагогом-психологом

То, что дети дошкольного возраста нуждаются в психологической помощи, доказывать уже никому не надо. Важно, чтобы методами психопрофилактики и психокоррекции владели не только педагоги- психологи, но и воспитатели и инструктор по физической культуре в том числе, а главное, чтобы они могли использовать их в своей повседневной работе с детьми, учитывая их индивидуальные психологические особенности и проблемы.

Поэтому здесь очень необходимо сотрудничество с педагогом-психологом, который подскажет, какие игры и упражнения предложить детям с чрезмерной утомляемостью, непоседливостью, вспыльчивостью, замкнутостью, с неврозами и другими нервно-психическими расстройствами.

Надо отметить, что и практически здоровые дети тоже нуждаются в психопрофилактической работе.

Поэтому в некоторые физкультурные занятия и развлечения включаются игры и упражнения на снятие психоэмоционального напряжения, игры на развитие умения чувствовать настроение и сопереживать окружающим, на использование выразительных движений, мимики и жестов.

Таким образом, должна быть создана модель взаимодействия инструктора по физической культуре с педагогами, медицинским персоналом.

Модель взаимодействия

Инструктора по физической культуре

1.С заведующим, зам. Заведующего – создает условия для физкультурно-оздоровительной работы, координируют работу педагогов.

2.С медицинской сестрой – участвует в проведении лечебно-профилактических и оздоровительных мероприятий, проводит санитарно-просветительскую работу среди педагогов и родителей.

3.С воспитателем – способствует обеспечению гибкого оздоровительного режима, формированию привычки здорового образа жизни, развитию двигательной культуры, профилактики заболеваний.

4.С музыкальным руководителем– участвует в двигательном развитии детей, способствует развитию чувства ритма, темпа, речевого дыхания, координации движений.

            5. С педагогом-психологом - способствует развитию эмоционально – волевой сферы дошкольников, познавательных процессов

6.С младшим воспитателем – способствует соблюдению санитарно – гигиенических требований.

В ЗАКЛЮЧЕНИИ МОЖНО СДЕЛАТЬ ВЫВОД:

Положительные результаты в процессе реализации задач образовательных областей «Здоровье», «Физическая культура» возможны при условии тесной взаимосвязи и преемственности в работе всего педагогического коллектива и единства требований, предъявляемых к детям.

Консультация для педагогов: «Инновационные подходы к физкультурно-оздоровительной работе ДОУ»

Сохранение и укрепление здоровья детей -основная цель любого дошкольного учреждения. Это не случайно, так как констатируется снижение двигательной активности, начиная с раннего детства. Все больше детей вырастает, когда прогулки ребенка проводятся в коляске, хотя он умеет ходить; автоматизация и компьютеризация быта, учёбы и труда; пассивный отдых, развитие индустрии развлечения, практически не требующих мышечных затрат; развитие транспортной индустрии- определяют малоподвижный образ жизни современного человека. Плюс к этому, завышенные требования, как со стороны родителей, так и со стороны педагогов. Ни для кого ни секрет, что существует ограничения детей в сфере движения в условиях и детского сада, так и в семье. Из прогулок зачастую исчезают подвижные игры и спортивные упражнения, как организованные взрослыми, так и самостоятельного характера. При режиме малоподвижности возникают негативные проявления в состоянии здоровья наших детей.

Коллектив ДОУ большое внимание уделяет укреплению здоровья и физическому развитию воспитанников и в соответствии с этим решает задачи воспитательно-образовательной работы.

Сегодня я хочу вас познакомить с инновационными формами физкультурно-оздоровительной работы с детьми дошкольного возраста.

·Приём детей, утренняя гимнастика на улице, которая повышает эмоциональный тонус, активизирует мышечный тонус, закаляет организм, повышает двигательную активность.

·«Динамический час»-организуется воспитателем на дневной прогулке. Его длительность составляет 18-20 минут в группах младшего и среднего возраста, 25-30 минут в группах старшего дошкольного возраста. Содержание «динамического часа» определяется в соответствии с возрастом детей, упор делается на основной вид деятельности -игру.

Структура «динамического часа» состоит из 2 частей:

·Оздоровительная разминка, она подготавливает организм к физической нагрузке. В игровой форме используются различные виды ходьбы, бега. Прыжков, иммитационные движения, упражнения для профилактики плоскостопия и осанки.

·Оздоровительно-развивающая часть-тренировка определённого вида физических умений и навыков, развитие физических качеств, формирование умения играть вместе в подвижные игры. Число заданий зависит от возраста детей, погодных условий, двигательной активности и умений, места проведения «динамического часа». Для повышения интереса к выполнению заданных упражнений используются образно-игровые сюжеты.

Варианты построения «динамического часа»

               -игровые упражнения и подвижные игры;

               -игровые упражнения, подвижные и спортивные игры;

               -спортивные игры и игровые упражнения;

               -игровые упражнения и игры  -эстафеты;

               -игровые упражнения и хороводные игры.

В нашем ДОУ спортивный и музыкальный зал совмещён, поэтому в холодные месяцы «динамический час» ,а он организуется в центрах двигательной активности-в холлах детского сада, спортивных залах при соблюдении температурного режима и облегчённой одежды , затруднителен.

·Следующий подход - оздоровительно-игровой час.

При внедрении новой формы работы оздоровительно-игрового часа (подвижный час) следует учитывать : продолжительность и интенсивность двигательной активности, обогащение содержания и увеличение количества основных движений, индивидуальные особенности в объёме и в виде основных движений. Следует учитывать, что двигательная активность повышается в весенне-летний период и снижается в осенне-зимний период.

Основным приёмом организации такого «часа» для малышей является «игровой момент». Оздоровительно-игровой «час» для малышей организуется воспитателем после дневного сна. Его длительность составляет для детей с 1.5 до 2 лет -8 минут, с 2  до 3 лет-8-10 минут. Ведущая роль в данной форме работы с детьми принадлежит воспитателю. Организация оздоровительно-игрового часа предусматривает творческий подход, воспитатель может заменить игру, использовать музыкальное сопровождение, вести дополнительные игровые персонажи, использовать художественное слово и др. Но при этом необходимым условием остаётся учёт оптимальной физической нагрузки и эмоциональное состояние малышей.

·Другой формой физического развития детей дошкольного возраста является «час» двигательного творчества. Детям предоставляется возможность самим выбрать вид двигательной деятельности, спортивный инвентарь, партнёра и т. д. Другими словами дети могут почувствовать себя хозяевами на спортивной площадке, освоить её пространство. Отсутствие внешних указаний со стороны взрослого позволяет им оценивать собственные действия, как успешные и неуспешные. Самостоятельные перемещения способствуют снятию зажатости, нерешительности, скованности. Развивает уверенность в своих силах, в своей безопасности и причастии к общему делу. Для «часа» двигательного творчества используются разнообразные виды движения: от хорошо знакомых детям подвижных игр до совместной с взрослыми или сверстниками деятельности в организованном физическом пространстве. «Час» двигательного творчества проводится во второй половине дня на улице летом с 17 до 18 часов под непосредственным контролем и при активном участии воспитателя. Поощряется так же участие родителей. Всё это стимулирует активность детей ( «мы сами»), они начинают интересоваться умениями товарищей, помогают друг другу, обмениваются опытом, учатся действовать совместно, уверенно ориентируются на спортивной площадке.

·Эффективным способом повышения двигательной активности стало использование нестандартного оборудования, поддерживающего интерес детей к занятиям физическими упражнениями в разных видах деятельности в течении всего дня.

Система физкультурно-оздоровительных мероприятий, реализуемая в дошкольном учреждении и контроль за организацией инновационных форм двигательной активности позволяет снизить заболеваемость воспитанников, позволит предложить детям, насыщенную разнообразными возможностями двигательную деятельность без увеличения нагрузки и реализовать главную их потребность-потребность в движении.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Категория: Мои статьи | Добавил: СамиСусами (25.04.2014)
Просмотров: 7455 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *: